Fabrice Grinda

  • Fabrice AI
    Ask questions
    Ask me your questions
    Have a conversation about life, tech, and entrepreneurship
    Pitch startup
    Pitch me your startup
    Share your vision and get feedback on your business idea
  • Playing with
    Unicorns
  • Featured
  • Categories
  • Portfolio
  • About Me
  • Newsletter
  • RU
    • EN
    • FR
    • AR
    • BN
    • DA
    • DE
    • ES
    • FA
    • HI
    • ID
    • IT
    • JA
    • KO
    • NL
    • PL
    • PT-BR
    • PT-PT
    • RO
    • TH
    • UK
    • UR
    • VI
    • ZH-HANS
    • ZH-HANT
× Image Description

Subscribe to Fabrice's Newsletter

Tech Entrepreneurship, Economics, Life Philosophy and much more!

Check your inbox or spam folder to confirm your subscription.

Menu

  • RU
    • EN
    • FR
    • AR
    • BN
    • DA
    • DE
    • ES
    • FA
    • HI
    • ID
    • IT
    • JA
    • KO
    • NL
    • PL
    • PT-BR
    • PT-PT
    • RO
    • TH
    • UK
    • UR
    • VI
    • ZH-HANS
    • ZH-HANT
  • Home
  • Ask me your questions
  • Pitch Me Your Startup!
  • Playing with Unicorns
  • Featured
  • Categories
  • Portfolio
  • About Me
  • Newsletter
  • Privacy Policy
Перейти к содержимому
Fabrice Grinda

Internet entrepreneurs and investors

× Image Description

Subscribe to Fabrice's Newsletter

Tech Entrepreneurship, Economics, Life Philosophy and much more!

Check your inbox or spam folder to confirm your subscription.

Fabrice Grinda

Internet entrepreneurs and investors

Месяц: Июнь 2026

От Шелдона Купера до Тони Старка с ноткой Алана Уоттса

От Шелдона Купера до Тони Старка с ноткой Алана Уоттса

Откровенный разговор с Джоди Кук об амбициях, неудачах, деньгах, любви и игре под названием жизнь

У меня состоялся чудесно откровенный, интимный и многогранный разговор с Джоди Кук. Мы затронули множество тем, о которых я никогда никому не рассказывал: о том, как в 27 лет я был девственником и считал всех вокруг идиотами; об очень публичном банкротстве, которое смирило меня и оказалось одним из лучших событий в моей жизни; о ста днях, которые я провел, намеренно получая отказы от незнакомцев; о том, как я отдал все, что у меня было, и перестроил свою жизнь с нуля; о психоделических путешествиях, которые изменили мое восприятие мира; и о том, почему я убедился, что жизнь — это игра, в которую большинство людей не осознают, что играют. Если вы знали меня только как бизнес-ангела, то это остальная часть истории.

Вот как Джоди представляет этот разговор:

Фабрис Гринда инвестировал более чем в 1000 компаний и совершил более 300 выходов. Он также относится к жизни как к игре.

В этом интервью Фабрис объясняет, как он относится к амбициям, неудачам, деньгам, отношениям, принятию решений и построению жизни, которая действительно приносит удовольствие.

Он рассказывает, как прошел путь от социально неловкого и глубоко амбициозного человека до создания компаний, потери всего, зарабатывания миллионов, раздачи денег и построения своей жизни с нуля.

В видео:

  • Почему работа кажется легче, когда она похожа на игру
  • Как Фабрис преодолел страх отказа
  • Чему публичный провал научил его в отношении амбиций
  • Почему он отдал свое имущество и начал все заново
  • Как он принимает важные жизненные решения
  • Почему он считает деньги инструментом, а не целью
  • Итак, это упражнение я проделал после того, как решил покинуть OLX. Я вернулся к первым принципам, а затем итерировал — я не знал, каким будет ответ. Я пробовал ночевать на диванах у друзей, что было полной катастрофой. Мое видение заключалось в том, что у нас будет бесконечное время, чтобы переделать мир, разговаривать, как в колледже, играть в теннис. Но я был холост, с бесконечной энергией и временем, а они были женаты, с детьми. Я не приносил пользы; я был отвлечением. Так что это не сработало.
  • Что, по его мнению, люди неверно понимают в отношении риска, успеха и счастья

Это разговор об успехе от человека, который достиг его, подверг сомнению и перестроил свою жизнь вокруг того, чего он действительно хочет.

Главы:

  • 08:01 — Почему 100-часовые недели не приводят к выгоранию
  • 13:57 — Почему банкротство стало одним из лучших событий в жизни
  • Фабрис Гринда: Именно. Так что я пробовал много чего. Я годами снимал жилье через Airbnb. Работал из отелей. Я пробовал оставаться в одном месте неделю, а потом переезжать каждую неделю, но это было утомительно. Я пробовал два месяца, но это было слишком долго. Я итерировал и итерировал, пока не пришел к тому, где я сейчас. Люди недостаточно «бросают спагетти на стену». Важны две вещи: вы должны бросать спагетти, а затем вы должны читать знаки. Семь лет я пытался построить большой комплекс в Доминиканской Республике, и семь лет вселенная продолжала говорить «нет, нет, нет». Я даже написал пост в блоге о том, как вселенная бьет меня по зубам — на самом деле он называется «Вселенная шепчет тебе». Долгое время я отказывался принимать «нет» за ответ.
  • 25:36 — Принципы принятия решений для серьезных жизненных изменений
  • 27:28 — Отдать все и начать с нуля
  • 30:01 — Духовная основа, которая направляет решения
  • 35:12 — Почему не стоит бояться идти на большой риск
  • 45:44 — Самая большая ошибка, которую совершает большинство людей
  • Джоди Кук: И это было недавно?
  • 55:25 — Жить своей лучшей возможной жизнью
  • 1:01:20 — Действительно ли существует свобода воли?

Я всегда думал, что жизнь — это игра. Я даже написал длинный пост в блоге о смысле жизни — смысл жизни в самой жизни: играть в игру и быть собой, быть подлинным. Большинство людей этого не осознают. Они думают, что все серьезно, хотя это всего лишь игра, всего лишь забава. Но вот в чем многие люди в духовности терпят неудачу, и почему многие из них никогда не зарабатывают денег: позволять вещам течь — это совсем не то же самое, что сидеть на диване и ждать, пока что-то произойдет. Плыть по течению реки — это не бездействие. Это делать что-то, а затем наблюдать за реакцией, которую вы получаете от вселенной, чтобы понять, находитесь ли вы в гармонии. Вы все равно должны быть активны. Монахи, которые думают, что им нужно медитировать весь день, я думаю, упускают суть симуляции. Вы должны быть участником, а не трансцендировать или отстраняться. Дзен назвал бы это цеплянием за пустоту; Уоттс сказал бы, что они упустили главное. В тот момент, когда вы отвергаете игру, вы возвращаетесь в иллюзию — вы думаете, что где-то есть более чистое состояние, но его нет. Это игра. Игра — это проживание этой жизни. Вот почему вы должны получать от нее удовольствие. Вот почему всю свою жизнь я делал то, что делает меня счастливым, даже если это не имеет смысла для других — уходить из компании на пике, отдавать все свое имущество на благотворительность, запускать технологический стартап в 2001 году, когда технологии были «мертвы», и все говорили мне идти в бизнес-школу или частный капитал.

Транскрипт

Джоди Кук: То, что вы сейчас услышите, исходит от одного из самых успешных бизнес-ангелов на планете. Фабрис Гринда инвестировал более чем в 1000 компаний, с более чем 300 успешными выходами. Он относится ко всей своей жизни как к видеоигре.

Большинство людей всю жизнь гонятся за успехом и все равно чувствуют себя опустошенными. Фабрис понял, почему. В этом интервью он делится тем, как прошел путь от 27-летнего девственника с нулевыми социальными навыками до работы по 100 часов в неделю, которая казалась игрой, и теперь живет своей мечтой, разделенной между тремя странами. Он рассказывает о своем нетрадиционном подходе к принятию решений, своей радикальной философии денег и успеха, а также о духовном пробуждении, которое изменило все. Это глубокое погружение в то, как на самом деле мыслят ультрауспешные люди. Если вы когда-либо задавались вопросом, чего вам не хватает, то это оно.

Вот Фабрис.

Фабрис Гринда: Честно говоря, я не начинал с такой точки зрения. В детстве у меня было ощущение предопределенности. Мой первый компьютер появился в 1984 году. Мне было 10, это была любовь с первого клика, и я знал, что компьютеры и я созданы друг для друга навсегда.

У меня всегда было очень уверенное чувство собственного достоинства. У меня были амбиции оставить след во вселенной. Я не знаю, откуда взялись эти амбиции — мне было пять, и они уже были. Я собирался быть самым умным, лучшим, самым успешным, несмотря ни на что, и это было все, что имело для меня значение. На самом деле, я думал, что все вокруг меня, включая моих родителей, были идиотами. Я думал: вы недостаточно умны, чтобы удостоиться моего присутствия, дайте мне пойти учиться одному.

Я был Шелдоном Купером. В подростковом возрасте и в начале двадцатых я определенно был Шелдоном Купером — все было на алтаре интеллекта и амбиций, и эти два понятия были тесно связаны в моем сознании. Какое-то время я задавался вопросом, не стоит ли мне заняться политикой, но я понял, что моя преданность — человечеству, а не какому-либо отдельному государству, и лучший способ повлиять на человечество в целом — это технологии и использование их дефляционной силы. Так что в 10, 11, 12, 13 лет — это были 80-е — моими кумирами были Билл Гейтс и Стив Джобс. Я выигрывал все олимпиады и получал высшие оценки во Франции. Когда я пришел на собеседование в одну из лучших французских школ, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я сказал, что хочу быть основателем технологической компании, как мои кумиры Стив Джобс и Билл Гейтс. И, конечно, они сказали: что? Вы предадите идеалы Французской революции.

Так что было очевидно — мне нужно было покинуть Францию и жить американской мечтой в США. В 17 лет я уехал из Ниццы, где вырос. Это удивительное место для взросления, но это сонный летний туристический городок, и если у вас есть хоть какая-то амбиция, вам там не место — вам место хотя бы в Париже. Но, честно говоря, мне нужна была американская мечта. Поэтому я уехал в США, поступил в Принстон и закончил его с самым высоким средним баллом в своем классе — одни пятерки по моей специальности.

И я на самом деле не думаю, что вселенная вознаграждает тех, кто идет на большой риск, больше, чем тех, кто идет на малый. Я думаю, она вознаграждает людей, которые делают то, что правильно для них — что соответствует их энергии, страсти, видению и радости. Вселенная вознаграждает игру и радость. Будьте радостны и игривы во всем, что вы делаете. Эта игра сама по себе вознаграждает, и я думаю, что вы будете вознаграждены за это. Когда люди заставляют себя, трудно сделать это устойчивым.

Итак, вот ключевой момент. Я был очень амбициозен, но ничто из этого не ощущалось как работа. Все это было похоже на игру. Я создавал вещи — у меня было четыре работы в колледже, и я построил компьютерную компанию, которая экспортировала оборудование в США и Европу. Все это было весело. И я думаю, в этом фундаментальное отличие. Если студент чувствует, что его домашнее задание — это домашнее задание, он будет зубрить накануне вечером, возможно, получит хорошую оценку и сразу же забудет. Если вы делаете это, потому что находите это интересным и веселым, это остается. В Принстоне больше нобелевских лауреатов, чем во всей Франции, и это люди, которые получают свои две минуты славы, а потом их никто не помнит. Средняя научная статья читается пятью или семью людьми. У них есть приемные часы, и никто не приходит. Я подумал: у меня в распоряжении величайшие умы мира, я могу просто пойти пообщаться с ними об их последних исследованиях. Если вы искренне интересуетесь людьми и тем, что они делают, они более чем счастливы поговорить с вами. Такой подход — следование моему любопытству и страсти — всегда приводил меня к правильным решениям. Это всегда выглядело как игра.

На самом деле, эта симуляция, в которой мы живем, всегда казалась мне видеоигрой. У каждого из нас есть атрибуты персонажа, которые были заданы до рождения, и мы можем их корректировать с помощью тренировок. Это ролевая игра: через итерации вы становитесь лучше, вы можете максимально развить одни атрибуты, а другие нет, в зависимости от вашего заданного персонажа. Следование любопытству и интересу всегда направляло меня.

Тем не менее, я делал некоторые вещи, которые, как мне казалось, были необходимы, но, оглядываясь назад, я, вероятно, не стал бы делать их снова. Окончив университет в 21 год в 96-м, в первые дни пузыря, я боялся, что люди не воспримут меня всерьез — я был застенчивым и интровертом. Хотя я построил небольшую компанию, которая оплачивала мое обучение, это не была «настоящая» компания; у меня не было сотрудников. Я решил, что если я начну компанию, то потерплю неудачу, а если присоединюсь к существующей, меня не воспримут всерьез. Поэтому я пошел в McKinsey на несколько лет, как в своего рода школу повышения квалификации — бизнес-школу, только они тебе платят. Оглядываясь назад, я думаю, что не стоило этого делать. Мне следовало сразу отправиться в Кремниевую долину и создать или присоединиться к стартапу, даже если бы я потерпел неудачу, потому что неудача сама по себе является уроком. Так что это одно место, где я немного сбился с пути — но не очень сильно.

Следующая возможная ошибка: я хотел создать стартап, но у меня не было блестящей идеи. Поэтому я подумал, почему бы мне не взять американскую идею и не привезти ее в Европу? В 98-м это было слишком рано. Было бы гораздо лучше поехать в Кремниевую долину и что-то построить или присоединиться к чему-то. Но это был очень интересный опыт. Я привлек 63 миллиона долларов венчурных инвестиций, увеличил продажи с нуля до 100 миллионов долларов и нанял 150 сотрудников. И я совершил много ошибок, свойственных основателю-новичку. Во-первых, я перерабатывал — компенсировал недостаток опыта чистым количеством часов. Я работал более ста часов в неделю, семь дней в неделю, ложился спать в час и просыпался в пять, каждый божий день.

Но даже тогда это была игра. Я не считал это работой; я думал, что это весело. И в этом разница между двумя людьми. Представьте двух людей, делающих абсолютно одно и то же. Один из них пашет, потому что ему нужно что-то доказать — своим родителям, обществу, учителю, какой бы комплекс неполноценности он ни носил. В какой-то момент он выгорает. Другой делает те же самые сто часов, но наслаждается каждой минутой, потому что это игра. Он может продолжать вечно. И этот человек всегда выигрывает.

Джоди Кук: Вероятно, это проявляется и физически. Человек, для которого это игра, выглядел бы здоровее и счастливее.

Фабрис Гринда: Хотя у меня не было никакой жизни вне этого. У меня не было друзей, девушки — у меня даже не было девушки до 27 лет. Мне даже в голову не приходило искать ее. Это была предопределенность, мировое господство. Девушки были отвлечением. Весело, но отвлечение. Мне нужно было сосредоточиться на том, что я считал важным.

Конечно, когда пузырь лопнул, и я потерял все, я понял, что высокий IQ и успех, возможно, не являются смыслом жизни. Когда ты моложе, ты неуверен в том, что у тебя плохо получается. Я был очень уверен в своем интеллекте и в том, что я умный, успешный технарь. Но я был глубоко неуверен в себе в социальном плане — меня не интересовал футбол или клубы, я предпочитал музыку, и у меня практически не было социальных связей. У меня не было друзей в колледже.

Интересно то, что когда эта компания потерпела крах, я прошел путь от героя — обложки журналов, французский Forbes, вечерние новости — до потери всего. И тогда у меня был момент размышления. Я даже отправил себе очень длинное электронное письмо: что мне теперь делать? Я оказался в нужном месте в нужное время и упустил свой шанс. Одна возможность, и я ею не воспользовался. Я долго и упорно думал: вернуться ли мне в McKinsey? Бизнес-школа — что немного нелепо, потому что моя компания была там кейсом. Частный капитал? А потом я подумал: я изначально не делал ничего из этого ради денег. Мне нравится создавать что-то из ничего. Мне нравится использовать технологии, чтобы сделать вещи дешевле и лучше для других людей. Даже если технологии будут чем-то маленьким, нишевым, без денег — знаете что, я останусь основателем технологической компании, потому что это то, что меня действительно волнует. Это моя форма игры. Итак, это 2001 год: пузырь лопнул, венчурный капитал умер, технологии умерли. И я поделюсь тем электронным письмом, которое я отправил себе в то время.

Джоди Кук: С удовольствием. То есть, поскольку пузырь лопнул, вы буквально подумали: денег в этом нет, но я все равно буду этим заниматься, потому что мне это нравится.

Фабрис Гринда: Да. И один совет: когда пишете себе такие письма, будьте вдумчивы и методичны, но не пытайтесь прийти к выводу во время написания. Я проделывал это упражнение с письмами много раз. Позвольте мне отправить вам первое.

Джоди Кук: Один вопрос о McKinsey после колледжа — это была ошибка, потому что вы делали то, что, по вашему мнению, «должны» были делать?

Фабрис Гринда: Нет, самое забавное, что мне это нравилось. Впервые мне понравились люди. McKinsey в то время была местом, где собирались самые умные люди, так что я впервые завел друзей, и я научился письменной и устной коммуникации, а также публичным выступлениям, что было полезно. Сама работа была просто достаточно неинтересной. Я думаю, это была ошибка главным образом потому, что я потерял два года технологического пузыря, частью которого я должен был быть. И те же самые коммуникативные навыки можно приобрести на работе, просто делая ее. В первый раз, когда я выступал перед аудиторией в 500 человек, я был до смерти напуган. К пятидесятому разу — легко. Поставьте меня по другую сторону камеры, когда смотрят миллионы людей — меня это не смущает. Я делал это так много раз.

Что находит отклик, так это быть собой, быть подлинным. Единственное, что отличало меня с самого начала: у большинства людей есть фундаментальная неуверенность, маленький дьявол, говорящий им, что они недостаточно хороши, недостаточно усердно работают. У меня никогда такого не было. У меня всегда была противоположная проблема — ты можешь все, ничто не может остановить тебя, чего бы ты ни захотел, ты достигнешь. Это всегда было так.

Так что McKinsey не была большой ошибкой. Я думаю, что настоящих ошибок не бывает. McKinsey, присоединение к стартапу, создание стартапа — все три варианта оказались бы отличными. Поехать прямо в Кремниевую долину, вероятно, немного лучший результат, чем поехать в McKinsey, а затем во Францию, но неважно. Дело в том, что я почти продал свою компанию за 300 миллионов долларов и заработал бы 120 миллионов. Вместо этого я обанкротился. И это, вероятно, одно из лучших событий, которые когда-либо случались со мной — потому что я был высокомерным, нарциссичным, самовлюбленным придурком, снисходительным и осуждающим, и я не понимал ценности денег. Я думал, что их легко заработать, поэтому не ценил их. Публичный провал — первый раз, когда я вообще в чем-либо терпел неудачу — был полезен для обретения перспективы.

Это также научило меня перестать осуждать. На самом деле, этому меня научило то, что я заставлял себя ходить на свидания. Я понял, что люди устроены по-разному, и существует не одна метрика ценности. Для меня это всегда были IQ и амбиции — если у тебя их не было, ты был неинтересен. Вот почему я плохо ладил с родителями и с большинством людей. В конце концов я понял: мы все устроены по-разному, у каждого из нас свои взгляды и жизни, и нет никакого осуждения. И большая часть этого осуждения исходила от неуверенности, потому что я был так хорош в том, чтобы быть умным и амбициозным, и так плох в общении, в наличии друзей, в наличии хобби. Как только я отбросил неуверенность и начал принимать людей такими, какие они есть, мои отношения — с другими, и особенно с родителями и семьей — значительно улучшились. Так что я прошел путь от снисходительного, высокомерного придурка до человека, который принимает, что все устроены по-разному и имеют свои достоинства. Но этот переход занял годы. Он, вероятно, начался в 25 или 26 лет, после публичного провала, и продолжался до моих тридцати с небольшим, когда я начал встречаться и осознавать, что в жизни есть нечто большее, чем IQ.

Джоди Кук: Представьте себе. Если бы вам пришлось назвать один год, когда был создан Фабрис 2.0, когда бы это было?

Фабрис Гринда: Это был постепенный путь. Поступление в McKinsey в 21 год, в 1996 году, и осознание того, что вокруг много других умных, интересных людей — я просто не знал, где их найти. Так я впервые начал общаться и заводить друзей. Затем я основал свой стартап в 1999–2000 годах и понял: я думал, что я застенчивый интроверт, но красноречие и страсть на самом деле даются мне естественно. Моя кажущаяся интроверсия была вызвана тем, что я находился в обстановке без своих сверстников, где я не мог выразить свою страсть. Поставьте меня на сцену, и — о боже, это дается естественно. Так что, когда стартап провалился в 2001 году, я подумал: я уверенный, экстравертный, любознательный человек в интеллектуальном и деловом плане, и все же я застенчивый и интровертный в личной жизни. Возможно, это просто следствие того, что у меня никогда не было друзей, я никогда не бывал в правильных социальных ситуациях, никогда не встречался. Почему бы мне не завести девушку?

Очевидно, если вы никогда в жизни не приглашали девушку на свидание, концепция девушки сложна. Поэтому в течение ста дней я заставлял себя приглашать девушек на улицах Нью-Йорка — по десять девушек в день, в течение ста дней, то есть тысячу девушек. Цель была не в том, чтобы получить свидание; цель была в том, чтобы преодолеть страх отказа. Преимущество было в том, что я просил деньги у стольких венчурных капиталистов и получал отказы, что, в некотором смысле, привыкаешь к отказам.

Джоди Кук: Как это прошло? Первый раз, должно быть, было ужасно.

Фабрис Гринда: В первый раз я буквально убежал в другую сторону, потому что это неловко — ты приглашаешь случайную красивую незнакомку на улице. Но благодаря закону больших чисел, все прошло довольно хорошо. У меня было 45 свиданий, примерно одно через день. Проблема была в том, что я никогда в жизни не был на свидании, и мои ожидания от свидания и реальность сильно отличались. Я думал, что свидание — это встреча умов — два человека, спорящие о Локке против Гоббса, Руссо против Вольтера. Оказалось, что случайная красивая незнакомка, которую ты подбираешь на улице Нью-Йорка, — это модель-актриса — на самом деле бармен и начинающая модель — интересующаяся модой и последними поп-новостями, совершенно не интересующаяся ничем из того, о чем я хотел говорить, и наоборот. Наши миры совершенно не пересекались. У меня не было денег, поэтому я быстро понял, что это должны быть напитки, а не ужин. И я быстро понял, что это не сработает. Одна из женщин была настолько привлекательна, что на втором свидании она попросила меня прийти к ней, и я сказал «нет» — у меня никогда не было девушки, и кто-то, с кем у меня не было никакой интеллектуальной химии, не собирался быть моей первой. Но это все равно было полезно, потому что я преодолел страх отказа. После этого я стал искать подходящих женщин вместо случайных красивых незнакомок и в конечном итоге несколько раз находил любовь.

Итак, следующий стартап. Интересно, потому что это было средство для достижения цели — и я не продирался сквозь него. Мне не нравился продукт, который я создавал, продукты, которые я продавал, категория, в которой я работал, или партнеры, с которыми я сотрудничал. Мне ничего в этом не нравилось.

Джоди Кук: Но это было выгодно?

Фабрис Гринда: Я продавал рингтоны. Я привез рингтоны в США. Вот в чем дело: в мире без ограничений, создавайте то, что хотите, следуйте своей страсти. Но в 2001 году были реальные ограничения — не было доступного капитала. Моя страсть заключалась в том, чтобы быть основателем технологической компании в США, в идеале в Нью-Йорке, потому что я был безумно влюблен в девушку (не сложилось). Поэтому мне нужно было быть в Нью-Йорке, в США, создавать технологическую компанию. Но венчурных денег не было; технологии были мертвы; это должен был быть небольшой, нишевый бизнес. Поэтому вместо того, чтобы создавать то, что я хотел бы создавать, я создал то, что, по моему мнению, я мог бы сделать прибыльным с очень ограниченным капиталом. Вот почему я построил бизнес по продаже рингтонов — хотя я никогда по-настоящему не слушал музыку и считал музыкальные компании идиотами. Они такими и были. Они продолжали отказывать моим предложениям, хотя я пытался принести им деньги, и в итоге я принес им сотни миллионов. Телефонные компании тоже не понимали возможности.

Так что мне не нравились продукты, которые я продавал, и я не думал, что предоставление «уличного авторитета» подросткам сильно способствует обществу. Но мне искренне нравился сам процесс — создание компании, найм команды, масштабирование, заключение сделок — хотя мне и не нравилась категория. Вы также должны осознавать ограничения, в которых живете. У меня не было венчурных денег, поэтому я построил эту компанию по старинке: на прибыли. Мы почти умирали много раз. Мы пропускали выплату зарплаты 27 раз, включая четыре месяца подряд. Потребовалось два с половиной года, чтобы заключить первую сделку с оператором. Но как только она была заключена, они полюбили нас, и доходы выросли с 1 миллиона до 5 миллионов, а затем до 200 миллионов долларов, прибыльно. Затем я продал ее — слишком рано, но лучше слишком рано, чем слишком поздно, и за наличные, потому что акции предыдущей компании упали на 99,98%. В 29 лет я заработал около 43 миллионов долларов. Средство для достижения цели окупилось, и теперь у меня был капитал, чтобы построить то, что я действительно хотел.

Вот тогда я вернулся к созданию маркетплейсов и построил OLX. OLX — это Craigslist для остального мира, только с приоритетом мобильных устройств и удобный для женщин — потому что женщины являются основным лицом, принимающим решения в каждом домохозяйстве. Женщины решают, в каком доме вы живете, какую няню нанимаете, какую машину и диван покупаете. Craigslist был наименее удобным для женщин сайтом, полным мошенничества, проституции и хлама. Я подумал: на развивающихся рынках, таких как Индия, Пакистан и Бразилия, нет платежных систем, нет доверия, нет доставки. Могу ли я создать сайт, который станет частью структуры общества и сделает мир там лучше? Это заняло много времени, но сработало — на этот раз при поддержке венчурного капитала, создавая то, что мне действительно небезразлично. Я довел его до 350 миллионов пользователей в месяц. Около 5% населения мира используют его каждый месяц; десятки миллионов людей зарабатывают на нем на жизнь. В этих странах мы являемся частью структуры общества. Каждый день мы получали тысячи писем от пользователей, рассказывающих нам, какое значение мы имели. Так что мои амбиции наконец-то совпали с моими ценностями.

Джоди Кук: В пять лет у вас были амбиции создать волновой эффект. С OLX — быть частью структуры общества, получать все эти сообщения — осознавали ли вы тогда, что это то, для чего вы здесь?

Фабрис Гринда: О, да. Вот почему я это начал. Я изучал экономику, потому что она объясняет, как устроен мир, и я люблю рынки, потому что они привносят эффективность в то, что непрозрачно и фрагментировано. Делая вещи дешевле, они делают их лучше и увеличивают покупательную способность людей. Поэтому я с самого начала знал, что хочу создавать маркетплейсы. Для меня сила интернета — это дешевле, лучше, быстрее, и я хотел донести это до сотен миллионов — если не миллиардов — людей. Я знал, что OLX — это компания, которую я должен был построить. Это заняло некоторое время, но мне это нравилось. Совпадающие ценности, совпадающая миссия.

Но, как ни странно, как только я добился успеха, произошло то же самое — я почувствовал, что больше не выполняю свою жизненную миссию. Представьте 2012 год: я выиграл войну. Огромная компания, 11 000 сотрудников, 30 стран, письма от пользователей каждый день, топовый сайт в каждой из этих стран — колоссальное внешнее подтверждение. Но я больше не был счастлив, потому что работа изменилась. В первые дни я писал пользовательские истории и спецификации продуктов, чувствуя прямое влияние на результат. Когда у вас 11 000 сотрудников и вы часть публичной компании, ваша работа сводится к составлению ежеквартальных бюджетов и обеспечению выполнения планов. И я не был счастлив изо дня в день. Поэтому я вернулся к первым принципам. Что, если — немыслимое — я брошу компанию, которую основал, ту, где я получаю всю зарплату и признание, потому что это больше не соответствует тому, чем я хочу заниматься? И я знал, что пришло время, потому что мне не нравилась повседневная работа. Для меня главное — любить повседневную работу. Поэтому я написал себе еще одно длинное письмо, излагая все сумасшедшие вещи, которыми я мог бы заняться вместо этого. Я написал его летом 2012 года, когда еще был генеральным директором OLX.

Джоди Кук: Когда ты это пишешь, ты пишешь своему нынешнему «я»?

Фабрис Гринда: Да, своему нынешнему «я». Я излагаю, где я нахожусь в жизни, чем я доволен, чем нет, что можно улучшить и какие есть варианты, без ограничений. Я мыслил широко — баллотироваться на Кубе, стать публичным интеллектуалом, что угодно. Затем, вместо того чтобы представлять идеальный день для каждого варианта — день, когда ты добиваешься успеха и тебя чествуют — я представляю обычный день. Как он на самом деле выглядит, каковы его плюсы и минусы? Что бы мне понравилось? Что бы не понравилось? Затем я отправляю электронное письмо людям, которые меня знают — друзьям, советникам — и задаю два вопроса: зная то, что вы знаете обо мне, что, по вашему мнению, я должен делать? И, если бы это были вы, что бы вы сделали? Это разные точки зрения. Большинство людей, если бы они были генеральным директором очень успешной компании с потрясающей зарплатой и признанием, остались бы. Мой вывод был: абсолютно нет. Ты начинаешь с нуля.

На самом деле, я полностью вернулся к первопринципам. Я решил, что мне не нравится, когда у жизни есть режим по умолчанию — у тебя есть квартира, поэтому ты туда идешь; город, поэтому ты там живешь; группа друзей, поэтому ты с ними видишься. Что, если бы я отдал все на благотворительность и начал с нуля? Полные первопринципы. Если бы у меня было бесконечное время и нечего делать, где бы я хотел быть сегодня? Что бы я хотел делать? Кого бы я хотел видеть?

Так что это упражнение, через которое я прошел после того, как решил уйти из OLX. Я вернулся к первопринципам, а затем итерировал — я не знал, каким будет ответ. Я попробовал каучсерфинг на диванах друзей, что было полной катастрофой. Мое видение заключалось в том, что у нас будет бесконечное время, чтобы переделать мир, разговаривать, как в колледже, играть в теннис. Но я был холост, с бесконечной энергией и временем, а они были женаты, с детьми. Я не был ценным дополнением; я был отвлекающим фактором. Так что это не сработало.

Джоди Кук: И тебе тоже приходится спать на диване.

Фабрис Гринда: Именно. Так что я пробовал много чего. Я годами снимал жилье через Airbnb. Я работал из отелей. Я пробовал оставаться в одном месте на неделю, а затем переезжать каждую неделю, но это было утомительно. Я пробовал два месяца, но это было слишком долго. Я итерировал и итерировал, пока не пришел к тому, где я нахожусь сегодня. Люди недостаточно «бросают спагетти на стену». Важны две вещи: ты должен бросать спагетти, а затем ты должен читать знаки. Семь лет я пытался построить большой комплекс в Доминиканской Республике, и семь лет вселенная продолжала говорить «нет, нет, нет». Я даже написал пост в блоге о том, как вселенная бьет меня по зубам — на самом деле он называется «Вселенная шепчет тебе». Долгое время я отказывался принимать «нет» в качестве ответа.

Джоди Кук: И это было недавно?

Фабрис Гринда: Да, недавно. Я объяснил, почему я выбрал Доминиканскую Республику и все, что пошло не так, снова и снова. Но я научился читать знаки. Я стал намного лучше в этом с тех пор, как серьезно встал на свой духовный путь, что произошло довольно случайно — я совершил три глубоких психоделических путешествия: одно на аяуаске, одно на псилоцибине и пару на ЛСД. С тех пор я стал намного лучше читать знаки, чем раньше, когда я их игнорировал.

Я всегда думал, что жизнь — это игра. Я даже написал длинный пост в блоге о смысле жизни — смысл жизни есть сама жизнь: играть в игру и быть своим истинным, подлинным «я». Большинство людей этого не осознают. Они думают, что все серьезно, когда это всего лишь игра, всего лишь забава. Но вот где многие люди в духовности терпят неудачу, и почему многие из них никогда не зарабатывают деньги: позволять вещам течь — это совсем не то же самое, что сидеть на диване и ждать, пока что-то произойдет. Идти по течению реки — это не бездействие. Это делать что-то, а затем наблюдать за реакцией, которую ты получаешь от вселенной, чтобы понять, находишься ли ты в гармонии. Ты все равно должен быть активным. Монахи, которые думают, что им нужно медитировать весь день, я думаю, упускают суть симуляции. Ты должен быть участником, а не трансцендировать или отстраняться. Дзен назвал бы это цеплянием за пустоту; Уоттс сказал бы, что они упустили главное. В тот момент, когда ты отвергаешь игру, ты возвращаешься в иллюзию — ты думаешь, что где-то есть более чистое состояние, но его нет. Это игра. Игра — это проживание этой жизни. Вот почему ты должен получать от нее удовольствие. Вот почему всю свою жизнь я делал то, что делает меня счастливым, даже когда это не имеет смысла для других — уходил из компании на пике, отдавал все свое имущество на благотворительность, запускал технологический стартап в 2001 году, когда технологии были «мертвы», и все говорили мне идти в бизнес-школу или частный капитал.

Делай то, что находит отклик. Я веду очень нетрадиционный образ жизни — распределенный по трем с половиной географическим точкам, с нетрадиционными отношениями — но это соответствует мне. Ты не должен жить, беспокоясь о суждениях других, или делать что-то, потому что думаешь, что «должен». Делай то, что правильно для тебя и что действительно находит отклик.

Это относится и к стартапам. Ты строишь, ты пробуешь что-то — ты должен попробовать много всего, «бросать спагетти» — а затем ты читаешь знаки. В стартапе худшее — это медленно проваливаться; ты хочешь провалиться быстро. Старайся изо всех сил, и если это не работает, двигайся дальше. Если твои метрики в 10 раз отличаются от того, что нужно, ты, вероятно, не достигнешь цели. Если они отличаются на 50%, то при достаточной итерации ты, вероятно, достигнешь. Упорство и настойчивость имеют значение — если ты не стараешься изо всех сил, это ничего не значит — но ты также должен читать знаки. Ты стараешься изо всех сил, а затем узнаешь, сработает ли это, основываясь на данных и сигналах, которые ты получаешь.

Джоди Кук: Однажды я слышала фразу: «Вселенная вознаграждает тех, кто идет на большой риск». Что, я думаю, похоже на то, чтобы «бросать большие спагетти на стену».

Фабрис Гринда: Построить маленький стартап — это столько же работы, сколько и большой. Открыть ресторан — это столько же работы, сколько построить миллиардную компанию. Так что ты мог бы с таким же успехом построить большой. Иди по-крупному или иди домой. Но опять же, это должно быть отражением тебя — в этом нет никакого осуждения. Некоторые люди очень счастливы, управляя семейным магазинчиком или рестораном; возможно, ты хочешь местной связи со своим сообществом и любишь общаться со своими клиентами. Оптимизируй то, что правильно для тебя.

И я на самом деле не думаю, что вселенная вознаграждает тех, кто идет на большой риск, больше, чем тех, кто идет на маленький. Я думаю, она вознаграждает людей, которые делают то, что правильно для них — что соответствует их энергии, страсти, видению и радости. Вселенная вознаграждает игру и радость. Будь радостным и игривым во всем, что ты делаешь. Эта игра сама по себе вознаграждает, и я думаю, ты будешь вознагражден за это. Когда люди заставляют себя, трудно сделать это устойчивым.

Джоди Кук: Ты всегда применял это и к людям в своей жизни? Читать знаки, играть в игру, следовать радости — ты применяешь это к тому, с кем проводишь время?

Фабрис Гринда: Да. Прежде всего, я не думаю, что в жизни таких людей, как я, есть большой реальный риск. Мой первый стартап обанкротился — ну и что? Я мог бы найти работу в McKinsey или Goldman за минуту. Я мог бы заработать кучу денег, если бы захотел; все мои друзья успешны и могли бы нанять меня; я мог бы жить на диване у родителей. Нет никакого реального риска. Что плохого — я поживу с родителями пару лет? Это не конец света. Люди преувеличивают риск, на который они идут. Я был банкротом — ну и что? Не так уж трудно заработать на еду, и люди могут помочь тебе. Ладно, может быть, ты не будешь обедать в каком-то модном месте, но шведский стол за пять баксов существует. Люди переоценивают, сколько на самом деле риска. Если ты уверен в своих способностях и своем интеллекте, риска нет.

Во-вторых, да, люди, которыми ты себя окружаешь, имеют значение. Я стараюсь окружать себя людьми со схожим менталитетом. Я заметил, что люди, которые постоянно жалуются на то, что с ними происходят ужасные вещи, как правило, сами ставят себя в ситуации, где ужасные вещи происходят — это предвзятость подтверждения их убеждения, что вселенная настроена против них. Я верю, что вселенная настроена вознаграждать меня, поэтому так и происходит. Поэтому я окружаю себя беззаботными людьми, которые верят в то же самое: что жизнь — это игра, ты здесь, чтобы получать удовольствие, ты усердно работаешь, но не воспринимаешь всё слишком серьёзно.

Джоди Кук: Когда у тебя было 11 000 сотрудников и всё это внешнее признание, но ты понял, что несчастлив — как ты превратил это чувство в следующий план? Насколько важную роль сыграло письмо, которое ты написал самому себе?

Фабрис Гринда: Это было до медитации, до духовного пробуждения для меня — оно началось 30 мая 2015 года. Когда у тебя возникает ощущение, что тебе скучно или ты несчастлив, ты думаешь об этом и говоришь с людьми об этом, но размышления об этом расплывчаты и неструктурированы. Что мне нравится в письме, так это то, что оно структурирует твои мысли. Когда ты берёшь ручку и бумагу, тебе приходится формулировать, с чем ты действительно согласен и с чем не согласен — реальные плюсы и минусы. Я размышлял над этим месяцами, и письмо стало прояснением этого процесса. Время, потраченное на то, чтобы записать это, структурировало моё мышление гораздо более строго, и это стало основой для вывода, что мне следует уйти.

Джоди Кук: Интересно, что ты ENTJ. Я ENTJ; мой муж INTJ. Я провела всю свою жизнь среди NTJ — я даже думала о том, чтобы запустить подкаст под названием «NTJ Радио». И мы все думаем, что мы лучшие.

Фабрис Гринда: Хотя я на границе — я люблю публичные выступления, но мне также вполне комфортно наедине с книгой. Светская беседа истощает всю мою энергию; я её ненавижу. Я рад поехать на Burning Man с девушкой и насладиться местом, но не вести светские беседы с незнакомцами.

Джоди Кук: N имеет смысл — интуитивный, дальновидный, в гармонии с духовностью. Но T и J могут казаться противоречащими этому, потому что мы хотим всё планировать и применять логику ко всему. Ты когда-нибудь чувствовал это противоречие до 30 мая 2015 года?

Фабрис Гринда: Во-первых, я не проходил тест повторно, так что, возможно, он изменился.

Джоди Кук: Верно.

Фабрис Гринда: Возможно, ты больше F, чем думаешь.

Джоди Кук: Может быть, да — это было бы интересно. Тип ENTJ — это командир: контролируй всё, стремись к контролю, цепляйся за контроль. Так как же это —

Фабрис Гринда: Я вижу это иначе. Ты приводишь вещи в движение, но не привязываешься к результату. Ты делаешь работу, а затем наблюдаешь, как это разворачивается, и корректируешь соответственно. Я никогда не был перфекционистом, даже раньше.

Джоди Кук: И отношение «ты можешь это сделать» — у некоторых людей внутренний монолог говорит «нет, ты не можешь, это никогда не сработает». У тебя этого никогда не было. Есть школа мысли, которая говорит, что твой внутренний монолог исходит от того, что родители говорят тебе, что ты можешь и не можешь делать. Откуда взялся твой?

Фабрис Гринда: Не знаю — может быть, это было наоборот. Может быть, это произошло от наблюдения за моими родителями и мысли: эти люди некомпетентны, я сделаю это сам.

Джоди Кук: Ты говорил им это?

Фабрис Гринда: О, да. Когда мне было 10, я был невыносим. Я говорил родителям за обеденным столом, что они должны быть благодарны за моё интеллектуальное присутствие там. Я был невыносимым, высокомерным ребёнком — Шелдон Купер. Я говорил им, что не понимаю, откуда взялся мой интеллект, но явно не от них. И всё же, как ни странно, я, вероятно, был лучшим ребёнком, которого можно было иметь: пропускал классы, одни пятёрки с плюсом, никогда не попадал в неприятности, никогда не пил, никогда не гулял. Буквально лучший во всех отношениях — но также очень холодный и осуждающий, не очень ласковый.

Джоди Кук: И вы смеётесь над этим с ними сейчас?

Фабрис Гринда: О, абсолютно. Моя мать смеётся надо мной. Мы определённо смеёмся над этим сейчас. Но да, я был очень другим тогда.

Джоди Кук: Как дела у Ангела?

Фабрис Гринда: У неё инфекция глаз, поэтому ей нужен конус, и я должен закапывать ей капли в глаза утром и вечером, но у неё всё отлично. У нас сейчас потрясающие отношения, потому что — знаешь что? Они не такие умные, и это нормально. Они не такие амбициозные, и это нормально. Они свои собственные люди, со своими плюсами и минусами и тем, что они любят. Раньше я был осуждающим; теперь нет. Теперь я принимаю людей такими, какие они есть. Раньше я хотел изменить людей или судить их по определённой системе ценностей. Теперь я вижу каждого как бесценного именно таким, какой он есть. На самом деле — спасибо тебе за то, что ты есть, потому что это позволяет мне быть мной. Я не мог бы вести жизнь, которую люблю сегодня, если бы не все остальные люди, живущие своей жизнью и позволяющие мне жить своей. Вот в чём настоящая разница: осуждение полностью исчезло. Я не думаю, что есть какой-то единственный неправильный способ прожить свою жизнь. Ты делаешь то, что правильно для тебя, и это нормально. И, может быть, ты делаешь вещи, которые не подходят тебе — но, может быть, это опыт, который тебе нужен, чтобы усвоить этот урок. Люди могут давать тебе советы, но решать, принимать их или нет, зависит от тебя. Это твой путь, и ты не должен осуждать пути других людей; ты не знаешь, через что они проходят. Это, вероятно, самая большая разница между тем временем и сейчас.

Джоди Кук: Забавно — я только что писала слово «совет», когда ты его произнёс. Так что с этим полным принятием других людей, что ты делаешь, когда кто-то конкретно просит у тебя совета?

Фабрис Гринда: Я говорю им то, что хотел бы услышать сам: если бы я был тобой, вот что бы я сделал; если бы я был мной в твоей ситуации, вот что бы я сделал; и вот процесс, которому я бы следовал. Теперь тебе решать, резонирует ли это и действовать ли в соответствии с этим. Так что я всё ещё даю советы, особенно когда меня просят — но я не привязан к результату. Это их выбор — принять это или нет.

Например, часть того, как я жертвую на благотворительность, заключается в том, что иногда, когда у меня большой выход, я просто даю деньги друзьям — потому что многие из них сделали выбор, который хорош для человечества, но не очень хорош для них. Кто-то, кто руководил дерматологической клиникой, решил заняться исследованиями рака и сократил свою зарплату в пять раз. Лучше для мира, возможно — но не очень хорошо для них. Поэтому я иногда даю таким людям 100 000 или 200 000 $, и вот как я это делаю: это не повторяется, и нет никаких условий. Ты можешь спустить это в Вегасе, поехать в отпуск, внести первоначальный взнос за дом — не имеет значения. Давай охотно и свободно, без ожиданий. Делай это, потому что это правильно, потому что ты любишь их. Это верно для всего, включая советы. У меня нет ожиданий на другом конце. Ты делаешь вещи, потому что это правильно.

Джоди Кук: Есть что-то, о чём я должна была спросить тебя? Что-то, о чём ты действительно хотел поговорить, но мы не затронули?

Фабрис Гринда: То, в чём люди плохи — и это тема недавнего поста в блоге — это быть собой. Слишком многие люди имеют комбинацию FOMO и делают вещи, потому что думают, что должны, потому что думают, что кто-то вроде них должен хотеть этих вещей, или потому что их родители или общество хотят этого. Очень немногие люди действительно являются собой, делают то, что они действительно хотят, и являются своим подлинным я, вместо того чтобы беспокоиться о том, что думают другие. Это, вероятно, самая большая ошибка, которую совершают молодые люди — беспокоиться о том, что думают другие люди, когда на самом деле никто не думает о них вообще, и делать вещи, потому что они «должны», а не потому, что хотят. Не делай вещи для резюме или престижа. Делай их, потому что ты действительно хочешь. Когда ты делаешь это, по моим наблюдениям, происходят очень хорошие вещи.

Джоди Кук: До 27, до того как ты когда-либо встречался, увлекаясь гиками и думая, что все остальные идиоты — было ли у тебя какое-то чувство обязательства или беспокойство о том, что думают люди? Или ты всегда просто не думал об этом?

Фабрис Гринда: Мне никогда не было дела, потому что я судил их за то, что они недостаточно умны. Они могли судить меня за то, что я был девственником в 27, но я мог судить их за то, что они недостойны. Так что нет — мне никогда не было дела.

Джоди Кук: Ты когда-нибудь писал «совет моему прежнему я»?

Фабрис Гринда: Забавно то, что когда я спрашиваю себя, есть ли у меня какие-либо сожаления, ответ, вероятно, нет — потому что я люблю то, где моя жизнь сегодня, и я бы ничего не изменил. Если бы я что-то изменил, я, вероятно, не был бы там, где я есть. Включая очень публичный провал в 25 или 26, включая то, что я был девственником до 27, включая то, что я был высокомерным, снисходительным ребёнком. Если бы ты «исправил» все эти вещи, я беспокоюсь, что результат на самом деле был бы хуже. Он определённо был бы другим, и я могу представить много сценариев, где он хуже, чем там, где я есть. Я искренне думаю, что сейчас веду лучшую жизнь, которая когда-либо была прожита.

Джоди Кук: Когда ты говоришь о публичном провале — можешь дать представление о том, насколько публичным он был?

Фабрис Гринда: Я был в восьмичасовых новостях каждый вечер и на обложке каждого журнала. Так что когда компания обанкротилась — и у меня был конфликт с одним из самых богатых людей в мире в то время — это было очень громким. Я подписал соглашение о неразглашении, поэтому не мог говорить ни о чём из того, что произошло. Мой имидж разрушался, и я даже не мог защитить себя.

Джоди Кук: Что ты делал, пока эти заголовки выходили?

Фабрис Гринда: Как ни странно, мне было всё равно. Я думал: я потрясающий, люди имеют право на своё мнение, и я просто собираюсь построить свой следующий стартап — даже если он маленький и в нём нет денег.

Джоди Кук: Интересно, было ли у тебя просто ощущение, что это будет мимолётным — историей, которую ты расскажешь в будущем.

Фабрис Гринда: Я определённо этого не знал. В то время я думал, что потерял самое большое — что я был в нужном месте в нужное время с нужными навыками, и я позволил этому ускользнуть сквозь пальцы. Это то же чувство, которое у меня было каждый раз, когда я влюблялся, и это не срабатывало — включая недавно. В момент это кажется душераздирающим, всеобъемлющим. Но интересно: теперь, когда эти вещи происходят, я думаю, что, возможно, есть что-то в идее одного бесконечного настоящего. На втором свидании с одной женщиной, после того как она ушла, я отправил ей голосовое сообщение, говоря: «Это потрясающе, я люблю тебя» — а затем подумал: что за чёрт, я только что сказал ей, что люблю её на втором свидании. Поэтому я удалил это и не говорил ей следующие пять месяцев, потому что мне было неловко. Но каким-то образом я знал, что она станет одной из великих любовей моей жизни. И в последние месяцы, перед нашим недавним расставанием, я чувствовал страх — хотя я никогда не был так влюблён, и всё казалось самым совершенным, каким когда-либо было. Каким-то образом я чувствовал, что это приближается. Я думаю, что иногда у тебя есть предчувствие этих вещей.

Забавно — только в этом году я действительно начал писать на эти темы духовности. Я написал что-то, что не опубликовал, потому что это вызвало бы вопрос, почему я вдруг пишу о влюблённости и в кого мы должны влюбляться. Но, веришь или нет, Дэн Браун — автор Кода да Винчи — только что выпустил новую книгу, Секрет секретов, и она о сознании и недвойственном существовании. Она действительно резонировала; я читаю её сейчас. Он на самом деле написал хорошую книгу на этот раз. Эти недвойственные темы определённо были в моих мыслях последние шесть-девять месяцев.

Джоди Кук: Ты читал Игру жизни и как в неё играть?

Фабрис Гринда: Нет, но я подозреваю, что мог бы написать её.

Джоди Кук: Это очень старая книга — второе издание от 1941 года, может быть, раньше, возможно, 1920-х годов. Флоренс Сковел Шинн. Это все те классические идеи. У меня так много выделено из неё. Есть ли другие книги, которые ты бы порекомендовал? Если бы ты взял очень логичного, скептически настроенного человека и сказал: «прочитай одну книгу, которая изменит твою жизнь», какой бы она была?

Фабрис Гринда: Честно говоря, прочитай мой пост в блоге о смысле жизни. Это почти книга сама по себе — около часа чтения. Причина, по которой это стоит того для скептически настроенного, рационального человека, заключается в том, что я исхожу из первых принципов: это то, что я испытал как рациональный, научно мыслящий человек, и вот как я это объясняю. Это хорошо работает для скептических интеллектов как аргумент в пользу того, почему мир такой, какой он есть, в отличие от множества духовной абракадабры, которая не резонирует с обычными людьми. Приятно говорить «вселенная едина» и «Майя — это иллюзия», но это не говорит с людьми. То, что я описываю, — это реальный, от первого лица, настоящий опыт — а затем я обобщаю оттуда.

Джоди Кук: Ты превратил этот пост в блоге в книгу?

Фабрис Гринда: Этот, может быть. Блог в целом сложнее. Я думал об этом долгое время. Во-первых, я хотел подождать, пока мои дети подрастут, чтобы я мог сказать, что я успешный родитель в дополнение к успешной жизни. Другая проблема: самые популярные научно-популярные книги имеют одну центральную идею, повторённую пятьдесят раз. Мой блог, возможно, должен быть более успешным, чем он есть, и он определённо был бы таким, если бы у него была одна центральная тема — вся духовность, или все торговые площадки, или весь фандрайзинг. Тот факт, что я пишу о любви, принятии решений и недвойственном существовании, затрудняет поиск аудитории, потому что глубоко интеллектуальных и любопытных людей мало; большинство людей более узки. Поэтому широта тем, которые я охватываю, затрудняет построение книги вокруг единой унифицированной темы.

Джоди Кук: Но разве не ты унифицированная тема? Даже если твои сто ближайших друзей прочитают её первыми, если они все полюбят её и расскажут большему количеству людей — я думаю, ты и есть тема.

Фабрис Гринда: Да. Это могла бы быть «игра жизни». Книга, которую я хотел написать, называется Жизнь: как прожить лучшую жизнь. Я думал об этом — но я хотел подождать, пока я также не буду доказан как успешный родитель.

Джоди Кук: Как ты это определяешь? И сколько им нужно лет, чтобы доказать это?

Фабрис Гринда: Счастливые, хорошо приспособленные дети, которые процветают в мире, будучи своим подлинным я — не в депрессии, не зависимые. Ты, вероятно, узнаешь это достаточно рано, но чтобы быть уверенным, может быть, 25 или 30. Сейчас им четыре, два и минус девять месяцев. Я имплантирую эмбрион суррогатной матери на следующей неделе — третьего. Мой сын попросил об этом: год назад, когда ему было три года, он сказал, что хочет брата. И это тот же сын, который засунул свой пенис в Seabob и порезал его — не навсегда; дети делают много глупостей. Но я воспринял это как вселенную, говорящую со мной через него. Поэтому я поговорил с ним: ты понимаешь, что брат не выходит полностью сформированным, что ему понадобится молоко, что он будет маленьким и ему нужно будет научиться говорить и ходить? И он сказал: «Да, но в конце концов он будет великолепен. Я хочу брата». Поэтому я подумал: хорошо, вселенная говорит мне сделать ему брата.

У меня есть замороженные эмбрионы от донора яйцеклеток — я получил донора, когда решил завести детей, что было после церемонии аяуаски. Говоря о чтении знаков: на той церемонии все вокруг меня переживали ужасное время — рвали, плакали, кричали. Послание, которое я получил, заключалось в том, что я живу своей лучшей жизнью, своей жизненной целью. Моё путешествие было противоположностью всех остальных — пение, танцы, любовь, радость. Я выпил четыре чашки, и все вокруг меня были в агонии, в то время как я думал: это лучшее, что когда-либо было, я мог бы делать это весь день.

Но моя бабушка — которая умерла более 20 лет назад — кое-что мне сказала. Она сказала, что я сопротивлялся заводить детей, потому что думал, что веду идеальную жизнь и что дети помешают моему качеству жизни. И это убеждение основывалось на наблюдательных данных: мои друзья с детьми исчезли из моей жизни, всегда были уставшими и жаловались на своих детей всякий раз, когда я их видел. Но она сказала: ты ошибаешься. Ты ведешь нетрадиционный образ жизни, поэтому ты можешь быть нетрадиционным родителем. Что люди в Нью-Йорке делают неправильно, так это становятся родителями-«вертолетами» — они заменяют своих детей своей собственной жизнью, они больше не пара или отдельные личности, они становятся только «родителями». Не делай этого. Продолжай жить своей жизнью и бери детей с собой; им будет весело. Так что я брал своих трех- и четырехлетнего ребенка на хели-ски, кайтсерфинг, скалолазание, парапланеризм — я сажал его в рюкзак, и мы ходили в походы. Что угодно. Она была права, что цена ниже — не финансово, а в качестве жизни — чем я ожидал. И она сказала, что преимущества больше, чем я думал. Каждый родитель говорит тебе: «это лучшее, что когда-либо было», но это общее. Важно было, почему она думала, что это будет особенно здорово для меня: ты любишь учить — ты преподавал в Гарварде и Стэнфорде — и ты полюбишь учить кого-то, в ком узнаешь себя. И ты большой ребенок. Ты любишь играть — ты играешь в видеоигры, гоняешь на радиоуправляемых машинках и самолетах. Это даст тебе еще больший повод строить Лего и железные дороги. Ты будешь самым большим ребенком на свете, и тебе это понравится.

На церемонии меня также посетила белая немецкая овчарка, которая сказала: ты эпическое существо света, маяк во вселенной тьмы — тебе нужна эпическая белая собака. Ты думаешь, что Призрак из «Игры престолов» вымышленный, но он основан на реальной собаке, белой немецкой овчарке. Приходи и найди меня. Так что мне понравилась та церемония: я веду свою лучшую жизнь, плюс дети и белая немецкая овчарка, и мальчик, и девочка, потому что отношения с каждым разные. И другое послание с той церемонии было: если ты продолжаешь пытаться, и это не работает, двигайся дальше. Этот урок пришел в 2018 году — тогда я покинул Доминиканскую Республику. После той церемонии стало ясно: следуй знакам, которые дает тебе вселенная. Так что только семь или восемь лет я стал лучше читать знаки, а не форсировать события.

Джоди Кук: Ты увлекаешься астрологией?

Фабрис Гринда: Не особо. Может ли в этом что-то быть? Возможно. Но я скорее из тех, кто «давайте примем кислоту, настроимся и разберемся» — пару раз в год, легкие дозы. Глубокие церемонии, как я сказал, пока три раза. Посмотрим, когда позовет следующая.

Джоди Кук: Так ты в конечном итоге веришь, что все предопределено?

Фабрис Гринда: Я думаю, что на универсальном уровне может быть детерминизм, но я действительно считаю, что у нас есть индивидуальная, локальная свобода воли — и не просто ее иллюзия. Я действительно думаю, что у нас есть настоящая локальная свобода воли, хотя это не имеет значения в галактическом масштабе. У нас есть предрасположенности, и от нас зависит, следовать ли им. Так что вселенная выглядит детерминированной, но я думаю, что у нас все еще есть индивидуальная свобода воли — и независимо от этого, это не меняет исход вселенной.

Джоди Кук: Я тоже так думаю. Каждый получает это сознание и может делать с ним все, что захочет — тебе решать, играть в игру на разных уровнях. Ты мог бы играть на самом высоком уровне и достичь всего, на что способен, со всеми своими данными картами. Или ты мог бы взять те же самые ингредиенты и сделать с ними что-то другое, что их растратит — хотя ты можешь не чувствовать, что они растрачены, потому что у тебя просто другой уровень амбиций.

Фабрис Гринда: Да — это мечта Алана Уоттса о жизни. Если бы каждую ночь ты мог видеть во сне жизнь длиной в 80 лет, сначала ты бы мечтал о жизнях бесконечного удовольствия и контроля. Но через несколько ночей, когда ты исполнил бы все свои фантазии, ты бы сказал: может быть, я хочу сделать что-то, где я не контролирую результат — посмотрим, что произойдет. У тебя было бы несколько таких, и они были бы страшными, захватывающими и другими. И по мере того, как ночи шли бы, ты бы мечтал о более далеких и диких вещах — включая страдания, войну, болезни — потому что смысл в том, чтобы испытывать. В конце концов ты пришел бы к тому, что живешь именно той жизнью, которую ведешь сегодня. И я действительно верю, что это правда.

Моя точка зрения заключается в том, что реальность переживает себя. Мы — вселенная; мы — сознание вселенной, переживающее себя. Мы все, по сути, Бог — но мы забыли свою божественность, потому что в конечном итоге мы едины. И причина, по которой мы намеренно забываем свою божественность, заключается в том, чтобы мы могли получить весь этот опыт. Если ты бессмертное, всемогущее, всезнающее божество, тебе скучно. Эта симуляция — способ получить новый опыт для скучающего, бессмертного божества. Поскольку мы все божественны, именно поэтому манифестация работает — у нас есть эти сверхспособности, мы просто забыли о них. И это не только я: мы все боги. Ты — бог. Вот где моя интерпретация расходится с традиционным христианством. Они думают, что есть один Бог, Иисус Христос. Я думаю, что он один, но мы все боги. Существует универсальное сознание, и каждый из нас фильтрует его подмножество до индивидуального «я». Так что ты Джоди, я Фабрис — но это бесконечное видообразование одного и того же универсального сознания. В конце концов, мы все едины. Я вижу это, когда я под кислотой: я смотрю на атомы стола и вижу, как они движутся, потому что между ними в основном пустота. Все это имеет для меня такой большой смысл.

Джоди Кук: Ты много пользуешься телефоном?

Фабрис Гринда: Прежде всего, у меня постоянно включен режим «не беспокоить» — никаких звонков, никаких вибраций. Ты хочешь быть в настоящем. Представь, если бы во время нашего разговора постоянно появлялись уведомления; даже вибрация отвлекает твое внимание от настоящего. Считаю ли я телефон полезным для общения? Абсолютно — я постоянно использую WhatsApp для общения с друзьями и семьей, и мне нравится смотреть смешные видео на YouTube. Но я не занимаюсь думскроллингом. Я гораздо больше создатель контента, чем потребитель контента — я пишу посты в блоге, публикую в Instagram, Facebook и YouTube. Я не смотрю TikTok, Instagram или Facebook много, и я не слежу за новостями. Я думаю, что новости и политика — это ловушка — машина для фабрикации возмущения, предназначенная для захвата твоего внимания, но в конечном итоге неактуальная.

Джоди Кук: Это был Фабрис Гринда — ангел-инвестор и предприниматель, который доказал, что отношение к жизни как к игре работает. Вы можете следить за ним онлайн, чтобы увидеть, что он будет делать дальше. Что из этого интервью вы попробуете?

Автор Rose BrownОпубликовано 17.06.202617.06.2026Рубрики Интервью и беседы у каминаДобавить комментарий к записи От Шелдона Купера до Тони Старка с ноткой Алана Уоттса

Search

Recent Posts

  • От Шелдона Купера до Тони Старка с ноткой Алана Уоттса
  • Как построить богатство 101 (не становясь финансовым воротилой)
  • Обновление FJ Labs за 1 квартал 2026 года
  • «Рыцарь Семи Королевств»: Возвращение к по-настоящему работающему сторителлингу
  • Мастер-класс по маркетплейсам в эпоху ИИ с Everything Marketplaces

Recent Comments

    Archives

    • Июнь 2026
    • Май 2026
    • Апрель 2026
    • Март 2026
    • Февраль 2026
    • Январь 2026
    • Декабрь 2025
    • Ноябрь 2025
    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Май 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Январь 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Октябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июль 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Март 2022
    • Январь 2022
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Декабрь 2020
    • Август 2020
    • Июнь 2020
    • Январь 2020
    • Июнь 2019
    • Март 2019
    • Декабрь 2018
    • Август 2018
    • Ноябрь 2017
    • Август 2017
    • Июнь 2017
    • Июнь 2015
    • Октябрь 2014
    • Август 2014
    • Декабрь 2012
    • Июль 2012
    • Декабрь 2010
    • Август 2008
    • Август 2007
    • Март 2007
    • Январь 2006

    Categories

    • Обзор за год
    • Личные размышления
    • Деловые размышления
    • Духовность
    • Оптимизация жизни
    • Экономика
    • FJ Labs
    • Путешествия
    • Нью-Йорк
    • Принятие решений
    • Играет
    • Экономика
    • Asset Light Living
    • Счастье
    • Мысли
    • OLX
    • Оптимизм и счастье
    • Фильмы и телешоу
    • Собаки
    • Интервью и беседы у камина
    • Видеоигры
    • Криптовалюта/Web3
    • Книги
    • FJ Labs
    • Игра с единорогами
    • Речи
    • Featured Posts
    • Обзор за год
    • Предпринимательство
    • Торговые площадки
    • Технологические гаджеты
    • Духовность

    Meta

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    Ask me your questions
    Pitch me Your Startup
    • Home
    • Ask me your questions
    • Pitch Me Your Startup!
    • Playing with Unicorns
    • Featured
    • Categories
    • Portfolio
    • About Me
    • Newsletter
    • Privacy Policy
    × Image Description

    Subscribe to Fabrice's Newsletter

    Tech Entrepreneurship, Economics, Life Philosophy and much more!

    Check your inbox or spam folder to confirm your subscription.

    >